Главная мысль рассказа “Ванька” Антона Павловича Чехова заключается в том, что жизнь маленького девятилетнего мальчика может быть трудной и полной лишений. Все главные герои рассказа – Ванька, его дедушка и дети, которые издеваются над мальчиком, голодая всю его жизнь до сих пор.
Изначально главная мысль рассказа может показаться простой и понятной – жизнь Ваньки была трудной, и люди, с которыми он общается, не всегда относятся к нему доброжелательно. Отсюда возникает вопрос: “Почему Ваньку так плохо обучали?”
Он никогда не учился, не знает ни одной буквы; когда мне говорят, что Ванька работает уже сто пятьдесят дней почтовым подмастерьем, я вспоминаю, как трудно ему было дедом обучаться.
Дедушка Ваньки, сапожник по профессии, не смог обучить своего внука, и мальчик вынужден сам выживать в условиях нищеты и лишений. Он жалуется на свою судьбу и надежда на изменения в его жизни становится главной мыслью рассказа.
Читатель, читая рассказ “Ванька”, вынужден задуматься о том, как трудно детям, которые не имеют возможности получить нормальное образование и воспитание.